1999–2002
Время противоречий. Стремление заявить о себе. Свержение авторитетов. Подражание авторитетам. Танцтеатр. Поиск своего хореографического языка. Желание учиться у всех, всему и сразу.
Хореография, танец: Тарас Бурнашев, Евгения Козлова (позже — Дарья Бузовкина, Ирина Долголенко), Александра Конникова, Албертс Альбертс
В роли матери: Люда Ракета, Елена Головашева
Саундтрек: Альбом «Ежи и Петруччо. Сказки» (текст — Андрей Андрианов, музыка — Андрей Дергачёв)
Костюмы, сценография: Тарас Бурнашев
Наши друзья Андрей и Пафнутий (Андрей Дергачёв) выпустили первый альбом «Ежи и Петруччо». Никто тогда не предполагал, что этот проект ждёт большое будущее, но работа казалась нам крутой и хотелось присоединиться. Тарас предложил её станцевать, Андрей и Пафнутий были не против. Мы разделились на пары, выбрали сказки и создавали дуэты разных Ежи и Петруччо. Нашим общим выбором было искать простые ассоциативные хореографические образы, спокойное нейтральное присутствие. Дуэты и общие сцены сложились в композицию, в которой сочетались сказочная наивность и архаичная глубина. И да, спектакль стал хитом в российском танцевальном сообществе.
Хореография, танец: Албертс Альбертс, Александра Конникова, Елена Головашева, Евгения Козлова (позже - Ирина Гонтовая, Ирина Долголенко)
При участии чёрного кролика по имени Заяц
Музыка: коллаж, автор — Ник Артамонов
Костюмы: Тарас Бурнашев
Спектакль создан при поддержке Гёте-Института в Москве для акции «Вальпургиева ночь» в рамках фестиваля «Пушкин-Гёте».
После нескольких лет обучения импровизации в «Классе экспрессивной пластики» Г. М. Абрамова и работы в проекте Саши Вальц в Германии, мы были переполнены желанием начать делать собственные ошибки. В нужный момент мы получили от Гёте-Института предложение сделать работу для специальной акции фестиваля «Пушкин-Гёте» и 500 марок в поддержку.
Благодаря ограничению темой, мы внесли в работу все дикие проявления, которые на тот момент могли себе разрешить. Из-за состава участников наша история невольно оказалась похожей на сюжет фильма «Иствикские ведьмы». Но самым радикальным в нашем процессе была задача закрепить все движения и действия в хореографическую композицию и хорошо всё это станцевать. Нам было важно сделать этот шаг, и мы соглашались мучать друг друга, чтобы добиться нужного качества.
Показ спектакля состоялся 30 апреля на сцене МТЮЗ. Мы сразу же получили хороший резонанс внутри танцевального сообщества и предложение от Саши Пепеляева участвовать в платформе фестиваля Сент-Дени в Екатеринбурге.
Хореография, танец: Александра Конникова, Елена Головашева (позже — Лариса Александрова),
Тарас Бурнашев, Албертс Альбертс, Ирина Долголенко (позже — Эммануэль Горда)
Музыка: коллаж; саунд-дизайн — Тарас Бурнашев, Ник Артамонов
Костюмы: Тарас Бурнашев
Работа началась с перформанса, который мы вчетвером, можно сказать, случайно показали в Лиссабоне, где участвовали в Международной встрече танцовщиков и хореографов «Incontro». Оттолкнувшись от настроения, которое там возникло, мы стали придумывать спектакль. В нём мы продолжаем жить в жанре танцевального театра. Это композиция из импульсивных соло, драматичных дуэтов с открытым финалом и формально-синхронных общих сцен. Прозрачные оболочки — образ, который мы распространили на отношения между героями, проработали в костюмах и сценографии. Манекены из прозрачного скотча мы изготовили, полностью обмотав скотчем нас двоих [Сашу и Альберта]. В финале спектакля внутри манекенов в области сердца загорались лампочки.
Хореография, танец: Албертс Альбертс, Евгения Козлова (позже — Дарья Бузовкина), Александра Конникова, Тарас Бурнашев, Елена Головашева
Музыка: коллаж; саунд-дизайн — Тарас Бурнашев
Костюмы: Тарас Бурнашев
Видео: Яна Аксёнова
Продюсер: Зураб Сванидзе
Мы продолжали осваивать законы танцевального театра, учиться новым танцевальным техниками и пробовали совмещать это с принципами работы, которые мы взяли с собой из опыта жизни в «Классе экспрессивной пластики».
«Подорожник» начался с придумывания истории о компании друзей, живущих в маленьком посёлке возле дороги. У каждого есть мечта уехать в большой город и образ себя, живущего другой жизнью. Но никто не уезжает — то ли от страха перед неизвестным, то ли из-за любви к месту, где он живёт. Это было абстрактное место, которое мы строили и перестраивали из 26 картонных коробок. В жизни наших персонажей не было документальной жёсткости, в этой истории нас больше вдохновляла романтика, философский взгляд и игра. Беспроигрышным получилось женское трио, в котором подруги обнаруживали, что купили одинаковые платья для вечеринки.
Идея: Тарас Бурнашев
Хореография, танец: Эммануэль Горда, Елена Головашева, Александра Конникова, Албертс Альбертс, Владимир Стуров, Тарас Бурнашев
Музыка: Дмитрий Субочев
Костюмы: Тарас Бурнашев
Благодарность Александру Пепеляеву.
«Бусы» — фантазия о ритуалах славянского язычества. В процессе работы мы смешивали лабораторный принцип — поиск телесности через определённые состояния и групповые практики — и придумывание образов. Весь материал был переработан и встроен в хореографическую композицию. Мы готовили работу к показу на первом Фестивале театров танца ЦЕХ, который проходил на сцене Театра Наций. Мы развернулись на большое пространство не только в создании хореографии для шести танцовщиков. Элементами сценографии были гибкие шесты, каждый по 3 метра длиной, большие мешки и 80 килограммов овса, который равномерно сыпался с колосников по плоскости авансцены в финале спектакля.
Из-за масштаба задумки спектакль был показан всего раз. Дальше у нас не было условий ни для показов, ни для репетиций, а ещё немного спустя двое участников покинули команду по личным обстоятельствам.
Хореография, танец: Тарас Бурнашев, Эммануэль Горда, Албертс Альбертс, Александра Конникова
Композитор: Ричардас Норвила
Использованы фрагменты песен «Нежность», «Бедное сердце», «Тайна», «Тёмная ночь».
Нас всех вдохновила идея выбрать любимую песню и станцевать её. Не современную песню, песню другого времени. Интерес был в том, чтобы через этот танец погрузиться в то время и понять, что именно в этой песне так откликается внутри. И почему вообще песни вызывают такой глубокий эмоциональный и телесный отклик? Каждый выбрал песню 30–50-х годов и неторопливо подробно работал над хореографией. Мы поместили наши соло и персонажей в ситуацию коммунальной жизни. В ней были возможности для уединения и были внезапные моменты объединения в групповом действии. Для сопровождения соло Ричард трансформировал песни до неузнаваемости. В этом новом странном звучании как будто бы становилось возможным услышать, как звучат песни внутри наших тел и как они их покидают.
2003–2007
Обращение к себе с вопросом: «Что и как мы хотим танцевать?». Танцтеатр и перформанс. Тестирование границ своей художественной свободы: каждая следующая работа должна быть не похожа на предыдущую.
Хореография: Александра Конникова, Албертс Альбертс, Эммануэль Горда
Исполнение: Албертс Альбертс, Александра Конникова
Композитор: Ричардас Норвила
Сценография: Вадим Коптиевский
Костюмы: Наталия Миленина
Спектакль создан при поддержке Комитета по культуре города Москвы.
Получив грант от Комитета по культуре, мы разделили его с Тарасом [Бурнашевым], чтобы создать две автономные работы. Не совпадали графики: мы участвовали в проекте в Германии, Тарасу было важно начать работу в начале сезона, и художественные интересы на тот момент несколько разошлись. Взявшись за создание большой дуэтной работы, мы впервые настолько серьезно задались вопросом «Как и о чём мы хотим танцевать?». Оставаясь во власти методов танцтеатра, мы сперва придумали историю о последних людях на Земле, на грани гибели. Они отправляются в последнее путешествие, в котором посещают новые места и переживают заново разные человеческие состояния и этапы собственной жизни.
Хореография, танец: Албертс Альбертс, Александра Конникова
В роли прохожего: Илья Малкин, Станислав Климушкин, Brad Aldous, Наиль Ибрагимов, Вадим Коптиевский
Композитор: Ричардас Норвила
Причиной была необходимость каждого из нас независимо самоутвердиться в качестве танцовщика и перформера. Поводом — объявление о конкурсе танцевальных соло где-то в Германии. Мы помогли друг другу сделать соло, в стадии work in progress отправили одну заявку, а вторую так и не отправили. Сольные работы «Ключ» и «Оу-оу, какой радостный день» мы показали на фестивале ЦЕХ в 2004 году в один вечер с сольной работой Эммануэль Горда, получился триптих от «По.В.С.Танцы».
Во время работы в Кении, где мы ставили спектакль с местными танцовщиками, мы часто испытывали стресс, а в редкие моменты расслабления наше воображение раскрывало новые ресурсы. Мы решили объединить наши соло и придумали третью совместную часть для дуэтного спектакля, собрав в коллажную композицию все странные образы и забавные артефакты, которые нам привиделись и попались на глаза. Эту третью часть мы назвали «Рай» — единственное возможное место для встречи героев первых двух частей «3petiX» (три маленьких неизвестных). Третий персонаж — случайный прохожий, танцующий в финале нелепый танец разрушения, — постоянно менялся, потому что не все фестивали соглашались оплатить приезд троих.
Хореография, танец: Александра Конникова, Албертс Альбертс, Эммануэль Горда
Идея сценографии: Вадим Коптиевский, реализация — Олег Авдонин
Благодарность Станиславу Климушкину, Петру Немому, братьям Пресняковым.
Использованы фрагменты из фильмов «Олдбой» Пака Чхан Ук и «Седьмая печать» Ингмара Бергмана.
Спектакль создан при поддержке Агентства театров танца ЦЕХ.
Процесс начался с вопроса: как преодолеть условность «чёрного кабинета», оставаясь при этом на сцене? Вместе с Вадимом мы придумали ход: создать ещё более условное, ещё более ограниченное, автономное пространство для действия. Пространство получилось предельно абстрактным. В поиске остроты мы поместили в него чувственную хореографию и историю сложных связей между тремя персонажами. Почти весь движенческий материал для соло и дуэтов был найден через практику аутентичного движения.
Концепция, хореография: Албертс Альбертс, Александра Конникова
Исполнение: Албертс Альбертс, Александра Конникова, Станислав Климушкин, актёры лаборатории «Театрика» и Соня Левин
Композиторы: Саша Гусев, Аркадий Марто, Валерий Васюков, Ричардас Норвила
Костюмы: Албертс Альбертс, Александра Конникова, Кристина Кошкина
Сценография: Вадим Коптиевский, Албертс Альбертс
Видео: Джошуа Брайн
Спектакль создан при поддержке Агентства театров танца ЦЕХ.
Эта работа возникла в ответ на критику предыдущей. «Жаль, что мало танца», — таким был отзыв. Мы задумали создать спектакль длиной 10 минут, в котором мы просто танцуем вместе, как на дискотеке под зажигательную музыку. Чтобы поддержать амбиции называть это действие спектаклем, мы пригласили ещё 12 человек, которые создавали среду для нашего танца. Эта версия была представлена на фестивале «Диверсия». Через полгода работа разрослась до 60 минут и состояла из пяти частей, разных и самодостаточных по языку и оформлению, объединённых темой «то, что между двумя» и собирающихся в абсурдный, нелинейный сюжет.
*Оуэн и Мзи — реальные животные, история которых стала легендой. Маленький бегемот, спасённый людьми от гибели, и старая черепаха подружились и стали совершенно неразлучными. Никто не мог объяснить этот феномен, они стали достопримечательностью одного из национальных парков в Африке.
2008–2013
Смещение внимания на процесс и метод. Встреча со зрителем — важная часть процесса, но не главная цель. Танцевальный перформанс. Темы работ рождаются из общности художественных интересов и внутренней необходимости членов команды. Поиск танца и стремление понять его отношения с другими театральными и перформативными инструментами.
Хореография, танец, сценография, костюмы: Албертс Альбертс, Александра Конникова
Композитор: Ричардас Норвила
Спектакль создан по заказу и при поддержке международного фестиваля дуэтов «Диверсия» в Костроме.
Частью нашего тренинга была практика упражнений из книги Роберта Мастерса «Телесное осознание». В частности, нужно было подробно представить движение, прежде чем сделать его физически. В «Ночах и днях» есть фазы покоя, в которых мы представляем последующий танец, насколько возможно подробно. Их сменяют фазы движения, когда мы танцуем, стремясь сохранять состояние покоя.
Во время репетиций мы обнаружили, что, выполняя эти задачи, мы с точностью до секунды чувствуем временные промежутки и легко попадаем в нужное место в пространстве без дополнительных маркеров. На показе мы поняли, что эта простая структура — провокация для зрителей. Но вместе с тем их смятение точно поддерживает нашу концепцию. Когда в начале мы неподвижно лежим три минуты, мы чувствуем, как в уме зрителей нарастает беспокойство, на третьей минуте уже слышим ёрзание, покашливание и шёпот. Как только начинается танец, публика затихает и постепенно погружается в созерцание.
2008
ПРАКТИКА ВЕРОЯТНОСТИ
Хореография, танец: Александра Конникова, Соня Левин, Албертс Альбертс, Александр Андрияшкин, Илья Беленков
Композитор: Ричардас Норвила
Костюмы: Илья Беленков
Спектакль создан при поддержке Агентства театров танца ЦЕХ.
Работа началась с лаборатории, в которой мы исследовали момент выбора, вариативность и предопределённость внутри самого движения. Постепенно мы определили принципы работы с движением и вниманием и, следуя им, создали хореографический материал для первой части спектакля. Хореография второй части в большей степени формировалась особенностями момента, но и для неё были созданы правила методичной практики вероятности. С каждым шагом мы открывали больше возможностей и стратегий взаимодействия с темой: в построении танцевальной композиции, в случайном выборе порядка музыкальных треков и световых картин, их непредсказуемом сочетании с действием. Ещё один вопрос, который вдохновлял нашу группу перфекционистов: могут ли движения, которые мы совершаем, и пространство, в котором мы находимся, звучать чисто, не окрашенно нашими представлениями, личными историями и рефлексиями? В конце спектакля мы оставались без одежды и танцевали варианты движений, которые растворялись, только лишь успевая возникнуть.
Концепция, хореография, танец: Албертс Альбертс, Александра Конникова
Композитор: Ричардас Норвила
Перформанс состоит из нескольких дуэтов, в которых один из нас наблюдает за действиями другого. Мы меняемся ролями. Действия — это танец, рождённый из образа, в котором также заложена необходимость самонаблюдения. Мы предлагаем зрителю наблюдать за наблюдающим. Это предложение становится откровенным, когда действующий скрывается за кулисами и его танец виден только наблюдателю, остающемуся на сцене. Но большую часть перформанса зритель может наблюдать всю картину целиком и, возможно, начинает наблюдать за собой, наблюдающим за наблюдающим наблюдающего себя. Идея этого дуэта возникла, когда мы обнаружили, как интересно наблюдать за наблюдающим, наблюдая за парами «действующий — наблюдатель» на одном из наших мастер-классов на Летней школе ЦЕХ.
Концепция, исполнение: Александра Конникова, Албертc Альбертc, Александр Андрияшкин, Илья Беленков, Эммануэль Горда
При участии Мимозы Стыдливой
Композитор: Ричардас Норвила
Нас объединил интерес к исследованию прикосновения и идея, что прикосновение может быть источником уникальной информации, выходящей за пределы психических рефлексий и паттернов социального общения. Мы изучали возможность очищения действия касания от эмоциональной вовлечённости, впускали информацию в тело, как нечто неизвестное и кинестетическое, превращали в формы движения. Мы создавали ситуацию, в которой наш танец мог продолжаться только благодаря прикосновению другого или к другому. Мы хотели показать это зрителю, не теряя ценную для нас неопределённость и хрупкость и, чтобы защитить себя и настроить зрителя на нужную волну, создали для показа художественную рамку: заводили зрителей в зал с завязанными глазами, рассаживали по кругу; меняли костюм с униформы на пляжный; придумали свет, подобный движению солнца в течение суток, и это движение ускорялось во время действия до очень быстрого. В самом конце мостом между действием и последующей дискуссией со зрителями стало представление комнатного растения мимозы стыдливой и демонстрация его уникальных свойств: цветок складывает листья в ответ на прикосновение.
открытая лаборатория со зрителем
Хореография, драматургия, исполнение:
Александра Конникова, Албертс Альбертс
Композитор: Ричардас Норвила
Видео: Александра Конникова
Сценографическое решение: Вадим Коптиевский
За два года мы несколько раз побывали в «реальной» Индии и пожили полтора месяца в Америке. Нам было интересно разобраться с этими сильными и противоречивыми впечатлениями через художественную работу. В «OmMericom» мы отправляемся в воображаемое путешествие в другие тела и обстоятельства и возвращаемся, чтобы погрузится в вопрос самоидентификации на новую глубину.
2011
МОЙ ПАПА РЭМБО, или СПИРАЛЬ ФИБОНАЧЧИ
Идея, хореография, исполнение: Албертс Альбертс
Помощь: Александра Конникова
Драматургия: Албертс Альбертс, Ричардас Норвила, Александра Конникова
Композитор: Ричардас Норвила
Этот перформанс — разрешение себе быть серьёзным, быть маленьким, быть клоуном, быть романтиком, быть евреем. Это разрешение становится возможным в процессе осмысления давления авторитета героя и мифа маскулинности. Каждый раз, возвращаясь к репетициям, я переделывал структуру, и у меня никогда не получалось исполнить перформанс так, как хотелось бы. В процессе работы я сделал много открытий, но не достиг освобождения от зависимости.
2011
ТАНЕЦ, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ ВО МНЕ
Концепция, исполнение: Александра Конникова
Помощь: Албертс Альбертс
Перформанс возник из внутренней необходимости найти своё определение танца и декларировать его на актуальной танцевальной сцене. Вопрос привёл меня к созданию манифеста, в котором я объявляю почти 100 качеств, на которые не претендует мой танец. Танец, который следует за манифестом и создаётся в реальном времени, в каждый момент стремится к тому качеству, которое я могу назвать, но оставляю неназванным.
2012
СИТКОМ-ПЕРФОРМАНС «…»
Исполнение: Александр Андрияшкин, Александра Конникова, Албертс Альбертс
Музыка: Ричардас Норвила
Плейлист: Ричардас Норвила, Александр Андрияшкин
Диджеинг и организация показов: Наталья Крутилина
Благодарность Вадиму Коптиевскому за дизайн флаеров.
Что такое интерес? Как делать интересное для себя и оставаться интересным для зрителя в каждый момент? Эти вопросы предложил для исследования Саша Андрияшкин, мы решили рискнуть, и этот проект стал для нас тотальным выходом из зоны комфорта.
Мы создавали импровизационное действие, в котором помещали инструменты современного танца и перформанса в рамку ситкома. Рамка и разработанные правила не упрощали, а усложняли задачу, потому что требовали от нас быстрых и беспроигрышных решений. Мы много репетировали, но это не помогало обрести уверенность, игра всегда шла на грани фола.
Первый и единственный показ работы проходил 7 дней на разных площадках: в книжном магазине «Москва», в жилой квартире, в Музее игровых автоматов, в летнем кинотеатре ЦПКиО им. Горького, в ГЦСИ, в кафе «Старбакс» и на малой сцене театра им. А. С. Пушкина. Мы показали 21 серию и сложили в архив гигабайты фото- и видеодокументации.
2013
ПРЕДВКУШЕНИЕ/ ПОСЛЕВКУСИЕ/ ПЕСНЯ
Концепция, хореография, исполнение: Александра Конникова, Албертс Альбертс
Видео: Александра Конникова, Ричардас Норвила
Благодарность Константину Гроуссу.
Перформанс создан при поддержке МКП «Арт-Резиденция».
Размышляя о природе состояний предвкушения и послевкусия, мы захотели проявить это в хореографии через качество движения и ритм. Песня появилась из желания спеть. Выбрав конкретный романс о несбывшемся, мы завершили трёхчастную форму иронией над событиями первых двух. Костя Гроусс помог нам, предоставив по дружбе репетиционное пространство в комнатах на Поварской. Когда мы поняли, что это место идеально подходит для показа работы, мы вместе с Костей придумали Фестиваль комнатного перформанса и танца ROOM ROOM ROOM, пригласили других хореографов и перформеров из Москвы и не только и провели фестиваль три раза с большим вдохновением и зрительским успехом.
Идея, исполнение: Александра Конникова
Помощь: Албертc Альбертc
Композитор: Ричардас Норвила — Technobrega Edit
Свет: Евгения Кауфман
Отправляясь в путешествие, я придумала правила для ведения дневника — вызов себе оставаться в творческом тонусе во время отдыха. Дневник стал притягивать к себе фото- и видеодокументы, и уже на середине пути я утвердилась в намерении превратить всё это в перформанс. Постепенно работа превратилась в моноспектакль, похожий на лоскутное одеяло handmade, сшитое из огромного количества действий, объектов, деталей, всевозможных художественных инструментов и медиа, доступных «бедному театру».
Думаю, самыми явными темами работы стали: путешествие как инструмент саморефлексии и трансформации, осмысление моих творческих проявлений через слово и движение в течение жизни, с пяти лет до текущего момента.
Есть ли смысл привносить в танец принципы связи движения и дыхания из йоги и восточных единоборств? Или танец просит другого, специфического подхода? Эти вопросы и увлечение идеокинезисом вдохновили меня собрать команду заинтересованных для лабораторного исследования. Через год работы команда поддержала меня в намерении привести наш процесс к форме спектакля. На этом этапе мы поняли, что то, что мы делаем в нашей практике, и есть хореографический материал. Дополнительный драматургический принцип и композиция также выросли из того, что у нас уже было. Над сценической формой мы работали ещё полгода и затем показали её три раза в разных пространствах и контекстах.
В «Шуме Зо» мы были единым организмом, и каждый участник был абсолютно необходим и незаменим внутри целого. Это было достижением, но это же помешало спектаклю продолжать жить.
Идея, модерация лаборатории, постановка: Александра Конникова
Сотрудничество в разработке лабораторных задач: Илья Беленков
Помощь в постановке: Албертс Альбертс
Участие в лаборатории, хореография, танец: Ольга Вавилова, Анна Субботина, Нина Кунгурова, Наталья Крутилина, Ольга Сытник, Илья Беленков, Албертс Альбертс, Александра Конникова
Композитор: Ричардас Норвила
Костюмы: Илья Беленков, помощь — Ольга Сытник
Благодарность Наталье Крутилиной за помощь в организации показов.
Как и почему мы создавали каждую из 26 наших работ с 1999 по 2019?
Материал был собран к 20-летию компании в мае 2019 г.
Дизайн образов – Вадим Коптиевский
Использованы фото Тараса Бурнашева, Anna van Kooji, Михаила Лабовского, Натальи Крутилиной, Владимира Луповского, Глеба Неупокоева, Ефима Эрихмана, Мариса Морканса, Сони Левин и других, чье авторство не удалось установить.